<< Назад | |
Детская тревожность
(Из опыта работы педагога-психолога стационарного отделения – социальный приют для детей и подростков Литвиновой Т.Е.)
Работая в стационарном отделении - социальный приют для детей и подростков, я сталкиваюсь с различными проблемами в интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сферах несовершеннолетних. Но самой актуальной проблемой является большое число эмоционально неустойчивых, тревожных детей. Процентный показатель таких несовершеннолетних, поступающих к нам в приют, составляет, в среднем 70%.
Возможно, это связано с нестабильностью и опасностями современной жизни: катастрофы, катаклизмы природных явлений, неблагоприятные экономические ситуации и т.д. Подобного рода травмирующая информация порождает общую тревогу.
Но на ряду с явными и понятными причинами тревоги, существуют и скрытые, не очевидные для взрослых. С которыми чаще всего и приходится иметь дело психологу.
В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности ( Прихожан А.М.).
Из опыта работы могу сделать вывод, что основными причинами нарушения эмоционального состояния, высокого уровня тревожности, поступающих в приют детей, как правило, является травмирующая ситуация (помещение в приют, расставание с родными, с привычным образом жизни и т.д.) или хронические психотравмирующие воздействия (асоциальный образ жизни родителей, неправильное воспитание в семье, негативное отношение со стороны окружающих и т.д.). Преодоление трудностей, с одной стороны, позволяет ребенку накопить бесценный жизненный опыт, но с другой стороны - травмирует и невротизирует его.
В своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь в основном с двумя видами детской тревожности:
Тревожность как качество личности.
Тревожность как фон жизни присуща ребенку-астенику, который в принципе склонен воспринимать жизнь скорее пессимистично. Чаще всего такой подход к жизни перенимается ребёнком от близких. Пообщавшись с родителями, можно увидеть до какой степени дети походят на них. Здесь сложно понять до конца, что в поведении ребёнка является результатом воспитания, а что передаётся по наследству. Скорее всего многое зависит от врождённого типа реагирования нервной системы.
Ситуативная тревожность.
Эмоциональный дискомфорт связан с какой-то конкретной ситуацией. Сюда же можно отнести и школьную тревожность, когда ребёнка беспокоит всё, что связано со школой.
В своей коррекционно-реабилитационной деятельности я использую следующие психологические принципы для стабилизации эмоционального состояния и уровня тревожности детей :
- даю возможность ребёнку выговориться, поделиться своими страхами, тревогами, беспокойствами;
- использую приёмы арттерапии и игротерапии ( рисование и разыгрывание пугающих ребёнка ситуаций);
- стараюсь создать ситуации успешности, способствующие повышению чувства уверенности в себе, самооценки;
- создаю условия и возможности для выхода повышенной активности и агрессивности ребёнка.
Хочу дать и несколько рекомендаций для взрослых, способствующих нормализации эмоциональной сферы ребёнка:
Необходимо понять и принять тревогу ребенка.
Помочь ребёнку преодолеть тревогу, т.е. создать условия, в которых ему будет наиболее благоприятно.
Не делать что-то вместо ребёнка, а делать вместе с ним.
Быть самим более оптимистичными, чаще улыбаться, создавать чувство стабильности, позитива в будущем.
В любой ситуации, даже с негативным исходом, искать плюсы, по принципу «нет худа без добра».